Можно ли в самолете курить

Разрешено ли провозить и курить Iqos на борту самолета

Курение электронных сигарет iqos становится популярным занятием. Но использование их в аэропорту и в самолетах является спорным вопросом, поскольку существует антитабачное законодательство. Но прямого запрета на то, чтобы курить iqos в самолете пока нет, поэтому в вопросе следует разобраться детально.

Пропустят ли с Айкосом на борт самолета

Провозить Айкос в самолете не попадает под общий запрет. Авиакомпании могут внести индивидуальные правила транспортировки, по которым будут ограничения на перевоз Айкоса в салоне самолета.

Но все перевозчики разрешают транспортировать электронные устройства только в ручной клади. Сдавать в багаж устройство нельзя. Причины:

  1. Взрывоопасен. Известны случаи взрыва аккумулятора, который имеет для этого достаточно мощности и как следствие – возможно крушение самолета.
  2. Пожароопасность. Устройство может перегреться и загореться.

По вышеперечисленным причинам провоз iqos в самолете возможен только в ручной клади и провести устройство можно по определенным правилам транспортировки. Заряжать устройство также во время полета запрещено из соображений безопасности.

Транспортировка в багаже

Чтобы перевозить айкос в самолете в ручной клади необходимо выполнить следующие условия:

  • устройство находиться в герметичной упаковке, что исключает самопроизвольное включение кнопки;
  • запрещено провозить несколько iqos, поскольку пограничники могут расценить это как коммерцию;
  • при наличии дополнительной батареи ее следует упаковать герметично и отдельно от основного устройства.

Важно! Если необходимо перевезти две батареи, то их обязательно упаковать отдельно, чтобы избежать короткого замыкания. Перевозить можно не больше двух батарей на одного пассажира.

Полный список требований по транспортировке электронных сигарет у авиакомпаний различается, поэтому следует уточнить на официальном сайте перевозчика в разделе о транспортировке вещей.

Разрешено ли курить Iqos в самолете

Практически все авиакомпании запретили курить на борту не только простые сигареты, но и Айкос и любые другие электронные устройства. Общего запрета нет, поскольку электронные устройства Айкос не попадают под закон о запрете курения на борту самолета и в аэропортах.

Частные правила авиакомпаний вводят этот запрет индивидуально, расширяя Российское законодательство.

У региональных перевозчиков такого запрета нет, а многие международные компании позволяют курить Айкос на борту в бизнес-классе при наличии разрешения других пассажиров.

Опасность курения Iqos на борту самолета

Строже всего к запрету по использованию Iqos относятся представители арабских и азиатских авиакомпаний. Все перевозчики отмечают 2 основные причины, по которым запрещено курить электронные устройства на борту авиалайнера:

  • это нарушение правил противопожарной безопасности;
  • применение электронного устройства без дыма все равно приносит дискомфорт остальным пассажирам, провоцирует пассивное курение и наносит вред организму окружающих.

В некоторых случаях пар, выделяемые сигаретой провоцирует панические настроения, поскольку пассажиры думают, что начался пожар. это также нарушение правил техники безопасности.

Последствия для нарушителя

Большинство авиакомпаний лояльны в данном вопросе и первоначально обходятся простым предупреждением. Этого достаточно, чтобы избежать конфликта с обеих сторон. В случае, если нарушитель игнорирует просьбы персонала, составляется протокол, а после посадки нарушителя передают в руки правоохранительных органов. Санкции за курение Айкос на борту следующие:

  • для обычного гражданина штраф составит 1.5-2 тысячи рублей;
  • должностных лиц также привлекут к административной ответственности, к ним относятся и сотрудники авиакомпании 30-50 тысяч рублей;
  • для владельцев авиакомпании и их представителей – 150 тысяч рублей.

Штраф необходимо оплатить в течение 30 суток с даты, когда получена квитанция. Это можно сделать на сайте Госуслуг в любом отделении банка или с использованием электронного кошелька. При отказе оплачивать штраф добровольно взыскивать оплату будут через суд.

В некоторых зарубежных авиакомпаниях санкции куда строже. В Катаре или за такое нарушение могут выписать 2 года заключения. Китайские авиакомпании налагают штраф в размере полной стоимости билета.

Важно! Все перечисленные санкции выписаны на курение стандартных табачных изделий. Но из-за технических особенностей Айкос нельзя считать таковыми, соответственно данные правила на электронные сигареты не могут распространяться.

Санкции за нарушение запрета о курении Айкос на борту каждая компания устанавливает в частном порядке, поэтому перед полетом рекомендуется ознакомиться с регламентом перевозчика. Авиаперевозчик может доказать в суде, что компании нанесен крупный ущерб, тогда штраф может быть значительно больше 50 тысяч рублей.

Какими законами это регулируется

Непосредственно закон о запрете курения табака регулируется п. 4 ч. 1 ст. 12 Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ. Но в этом же документе сказано, что курение табака – это процесс вдыхания дыма, который образуется от тления табачных изделий. Соответственно потребление электронной сигареты не попадает под действие данного закона.

Важно! В документе Минздрава от 29 апреля 2013 г. N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах» подтверждено, что электронные устройства не могут быть признаны сигаретами.

Это означает, что формально привлечь нарушителя по ст. 6.24. КоАП РФ не представляется возможным.

Внимание! Если у авиакомпании в регламенте есть запрет на курение Айкос, то его нарушение попадает под санкции за неповиновение распоряжением капитана суда или за несиполнение всех правил безопасности на борту авиалайнера.

Правила авиаперевозчиков

В некоторых аэропортах есть специальные зоны, оборудованные для курильщиков. Там можно использовать и Айкос.

В электронных устройствах отсутствуют канцерогены, вредные смолы, но салон авиалайнера – закрытое пространство, поэтому перевозчики запрещают использовать устройство на борту самолетов. Они имеют право сделать это в частном порядке, а также ввести внутренние санкции. Категорически запрещено курение в следующих авиакомпаниях:

Существует ряд авиакомпаний, которые разрешают курить в салоне самолета, но только при условии, что сигарета Айокс куплена у проводника. Поэтому всегда следует уточнить этот вопрос у стюардессы. Многие авиаперевозчики предупреждают о запрете при посадке на борт самолета.

Все больше людей начинают заменять простые сигареты электронными устройствами Айкос. Они менее вредны для здоровья, не выделяют дым с канцерогенами и токсическими веществами, а также не содержат вредных смол. Но в самолете большинства авиакомпаний курить iqos запрещено, что обусловлено правилами техники безопасности и комфортом остальных пассажиров. Прежде, чем затянуться электронной сигаретой на борту, необходимо спросить у стюардессы разрешено ли это. Транспортировка Айкос проходит только в ручном багаже, поскольку устройство является взрывоопасным.

Можно ли курить в самолете?

В феврале 2013 года в России был принят ФЗ №15, целью которого является сохранение здоровья нации и защита прав некурящего населения. Этот закон вступил в силу 01.06.2013 года. Давайте же уточним, можно ли курить в самолете, и какие санкции применяются к нарушителям действующего законодательства.

  • Можно ли курить в самолете: Нет.
  • Можно ли курить электронные сигареты в самолете: Да, если их дизайн не похож на настоящие сигареты, а в жидкости содержится минимум глицерина (отвечающего за густоту и объём пара).
  • Куда и кому жаловаться: Руководству авиакомпании, в полицию, в Роспотребнадзор, Ространснадзор или в Прокуратуру.
  • Кто может штрафовать: Только представители управления полиции.
  • Штраф за курение: До 50 тыс. рублей.

Оглавление статьи

Почему нельзя курить в самолете?

Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос. Первый и самый правильный – проведение кампании по борьбе с курением, целью которой является защита некурящих граждан РФ от вредоносного воздействия табачного дыма. Второй – соблюдение правил противопожарной безопасности. Ввиду того, что воздухообмен в самолёте достигает порядка 300 кубов ежечасно, такой аргумент вряд ли сможет убедить курильщиков в целесообразности запрета. Зато авиакомпании получают возможность экономить немалые суммы на полной рециркуляции и очистке воздуха внутри салоне. Как результат – самолёт потребляет меньше топлива.

Запрет на курение на территории РФ вводился в несколько этапов. Так, в 2000 году возможность использовать сигареты потеряли пассажиры, которым предстояло лететь менее 2 часов. С июля 2001 года запрет распространился на чартерные курортные рейсы продолжительностью до 4 часов, а с середины ноября того же периода к “безникотиновым зонам” были отнесены 93 рейса. На сегодняшний день курить запрещается на любых самолетах компании “Аэрофлот”.

Чем опасно курение?

Начнём с того, что сигаретный дым содержит целый перечень опасных химических соединений, губительно влияющих на маленьких детей, астматиков, аллергиков, беременных женщин и стариков. А его запах способен завуалировать запах гари – первый признак пожара. Также стоит учесть, что самолёт способен сгореть буквально за 15-20 минут, этого времени не хватит даже для совершения экстренной посадки.

Курение в туалете самолета

В кабинках, предназначенных для справления естественных потребностей организма, устанавливаются специальные датчики задымлённости воздуха. Сигнал с них поступает в кабину пилота. Закурив в туалете, вы рискуете на выходе встретить стюарда/стюардессу, получить сначала устное внушение, а при высадке из самолёта – штраф и внесение в чёрный список. Это, в свою очередь, чревато проблемами с дальнейшими путешествиями. В частности, некоторые авиакомпании отказываются принимать на борт пассажиров, ранее буянивших, распивавших спиртные напитки, оскорблявших других участников полёта, а также куривших табачные изделия.

В самолётах, принадлежащих авиакомпании “Трансаэро”, в туалетах повсеместно установлены датчики задымлённости. По мнению заядлых курильщиков, их можно обмануть, выдыхая дым под крышку унитаза, одновременно нажимая кнопку слива. Однако это удовольствие весьма сомнительное.

Можно ли курить в бизнес классе?

Предусмотренный в ФЗ №15 запрет на курение распространяется как на эконом-, так и на бизнес-класс.

С июня 2013 г. крупнейший международный авиаперевозчик – “Emirates”,внесла новую услугу в перечень возможностей, предлагаемых пассажирам бизнес- и первого классов. Всем путешественникам-курильщикам будет предлагаться кальян.

Можно ли курить IQOS (айкос) в самолете

Людям, которым предстоит длительный перелет, интересно знать, можно ли курить IQOS (айкос) в самолете?

С 1 июля 2014 в Российской Федерации действует запрет на курение в самолете, независимо от того, что вы курите: обычные или электронные сигареты. За нарушение могут налагаться штрафные санкции в размере от 500 до 1500 рублей.

Важно понимать, что запрет имеет под собой веские основания. Прежде всего, речь идет о безопасности многих людей и о создании комфорта для каждого пассажира в отдельности. Поэтому, возьмите информацию на заметку – курить IQOS (айкос) в самолете запрещено законом. Это касается в том числе электронных сигарет, GLO и других систем нагревания табака.

Размеры штрафа

Размеры штрафа за курение в самолёте зависит от политики конкретной компании-авиаперевозчика. В соответствии с действующим законодательством, несоблюдение норм ФЗ №15 чревато выплатой 50 000 руб.

Кто может штрафовать?

Такие полномочия возложены на полицейских. В случае если курящий пассажир причинил ущерб обслуживающей его компании – денежное возмещение взимается в судебном порядке (с привлечением представителей Прокуратуры).

Кому и куда жаловаться?

Некурящие пассажиры должны сообщать о нарушении требований ФЗ №15 в полицию или Прокуратуру, по возможности подтвердив факт курения показаниями других участников полёта, фото- или видеозаписями. В свою очередь, обслуживающий персонал должен сигнализировать о нарушении правил поведения на борту в Роспотребнадзор или Ространснадзор.

Мнения психологов и общественности

По мнению психологов, курильщики, не имеющие возможности удовлетворить свою потребность в никотине, испытывают стресс, проявляют повышенную раздражительность. Для минимизации таких проявлений некоторые авиакомпании предлагают своим клиентам препараты-“субституты”. Они хотя бы на время снижают никотиновую зависимость и позволяют спокойно перенести даже длительный перелёт.

Согласно результатам опросов, проведённых среди клиентов “Аэрофлота”, порядка 66% пассажиров голосует “за” запрет курения в салонах самолётов. Причём 38% проголосовавших сами являются курильщиками со стажем. Любители табачных изделий, протестующих против “ущемления своих прав”, остаются в меньшинстве.

В настоящий момент, вы можете без проблем купировать симптомы никотиновой абстиненции и легче пережить перелет с помощью ряда средств: жевательные резинки, спреи, никотиновые пластыри, никотиновые микротаблетки, ингаляторов, и тд.

Исторический экскурс

Раньше, ещё до 70-х годов мало кого волновал вред пассивного курения. Однако со временем исследования специалистов и опыт зарубежных стран стимулировали СССР принят закон о запрете курения на внутренних рейсах. Такие изменения принимались поэтапно. Для начала отказ от курения предстоял пассажирам, путешествовавшим 1,5 аса. Затем запрет распространился на 3-часовые рейсы (в 1976 году). Вслед за ними “антиникотиновое вето” перенесли на 6-часовые перелёты. К 80-м годам прошлого века запрет распространился на любые перелёты.

Ограничение на использование табачной продукции до 80-х годов не распространялось на международные рейсы.

Америка

Первооткрывателем в разграничении пассажирских мест на “курящие” и “некурящие” стала компания “Юнайтед” в 1971 году. На самолётах, принадлежащих США борьба с никотиновой зависимостью у пассажиров проходила в несколько этапов:

  • 1979 г. – запрет на использование трубок и сигар;
  • 1988 г. – полный запрет на курение во время 2-часового перелёта;
  • 1990 г. – запрещено курение на 6-часовых рейсах;
  • 1998 г. – к числу “антиникотиновых зон” отнесены все внутренние рейсы;
  • 2000 г. – запрет на курение на любых направлениях.

Европа

В 1980-х годах в Европе во всех самолётах действовали отдельные секции, предназначенные для курящих, а также для некурящих. К 1988 году использование табачной продукции было запрещено на рейсах продолжительностью до 2-х часов.

В ОАЭ за курение в самолёте предусмотрен штраф порядка 1 млн. дирхамов (свыше 270 000 у. е.). Второй вариант наказания – тюремное заключение до 2-х лет. В Турции с 19 мая 2008 г. курить можно лишь на открытом воздухе. В Сирии, начиная с 11 октября 2009 г. за нарушение “антитабачного” закона во время полёта, назначается выплата до 2 000 сирийских фунтов (46 у.е.). Причём запрет распространяется и на кальяны.

ХОТИТЕ БРОСИТЬ КУРИТЬ?

Тогда вам к нам на марафон по отказу от сигарет.
Не просто бросить курить, а не сорваться.

Можно ли курить в самолете

Не так давно в самолетах можно было курить, не опасаясь последствий. Об этом свидетельствуют оставшиеся с того времени табло «NO SMOKING», загоравшиеся лишь во время взлета и посадки, и имеющиеся еще в подлокотниках кресел пепельницы. В XXI веке все изменилось: в мире почти не осталось авиакомпаний, которые разрешают сигареты на борту. Для повсеместного запрета есть веские причины, а нарушителям грозит строгое наказание.

Можно ли курить на борту самолета?

Курение на борту воздушного судна запрещено законом.

В 2013 г. в России вышел федеральный закон, защищающий права и здоровье некурящих граждан. В его тексте указаны территории, где дымить категорически запрещено. К ним относятся транспортные средства, в частности самолеты.

История запрета на курение

Еще несколько десятилетий назад курение в самолетах было обычным делом. Но предпосылки для полного запрета сигарет на борту появились давно. Первые шаги к ограничению курения в самолетах стали делать в США. Случилось это довольно давно.

В 70 годах XX века американские авиакомпании начали разделять зоны для курящих и некурящих. Затем запретили пассажирам использовать трубки и сигары. В 1988 г. в США был впервые введен запрет на курение на внутренних авиарейсах. Американцы остались довольны нововведением. Не только некурящие пассажиры, но и многие любители сигарет высказывались за запрет курения в самолете.

Почти все европейские страны последовали примеру Америки. В 80 годах прошлого века в самолетах появились отдельные секции для курильщиков, а к 90 годам потребление сигарет было полностью запрещено на коротких рейсах.

В СССР в 1986 г. курение было исключено на рейсах длительностью до 3 часов. В начале 2000-х сигареты на борту были запрещены полностью.

Почему нельзя курить в самолете?

Есть три основные причины для запрета:

  1. Курение на борту противоречит нормам пожарной безопасности. Очень часто пожары в квартирах, на предприятиях, в лесопарковых зонах начинаются с незатушенного окурка. В самолете есть достаточное количество легковоспламеняющихся материалов, которые могут вспыхнуть от любой искры. В воздухе пожар опасен вдвойне: покинуть горящий борт невозможно, и экипаж может не успеть совершить экстренную посадку, т. к. все уничтожится огнем очень быстро. Кроме того, из-за табачного дыма велика вероятность не почувствовать запаха гари, если начался пожар.
  2. Дым от сигарет вредит всем пассажирам и летному персоналу. До запрета курения системы кондиционирования в самолетах не справлялись с выведением дыма из салона, над “курящими” зонами стоял смог. Дым оттуда неизбежно проникал в салоны для некурящих, где могли находиться дети, астматики, беременные женщины, аллергики и люди, не переносящие запах табака. Пассивное курение вредило здоровью всех. Некурящие пассажиры, вдыхающие табачный дым, получали вместе с ним канцерогены, деготь, радиоактивные и токсичные вещества. Эти соединения приводят к возникновению рака, хронических легочных заболеваний, патологий сердца. Особенно опасны были последствия для сотрудников авиакомпаний – бортпроводников и пилотов, которым приходилось вдыхать сигаретный дым в течение всего рабочего дня.
  3. От табачного смога страдает имущество авиакомпаний. Пока запрета на курение не было, последние несли большие расходы на очистку и замену воздушных фильтров, быстро загрязняющихся от табачного дыма. Часто производилась реставрация обивки сидений, которые прожигались сигаретами. Панели в салоне быстро приобретали желтизну и впитывали табачный запах. Требовалась тщательная уборка пепельниц и ковриков.

Где и как курят в самолете

Курение на борту запрещено довольно давно, но до сих пор встречаются люди, которые стремятся обойти табу. Чаще всего нарушители используют для этого уборную. В них стоят датчики дыма. Но люди придумывают разные ухищрения, чтобы они не сработали:

  • датчики закрываются тканью или пленкой;
  • дым от сигареты выдыхается в унитаз и одновременно включается слив воды.

Обычно эти уловки не помогают, и сигнал датчика задымления идет в кабину пилота.

Если персонал самолета ловит нарушителя, сначала тот получает устное предупреждение. В случае, когда человек не реагирует на устные замечания, составляется акт о нарушении, который должен подписать весь летный состав, вызывается наряд полиции.

За нарушение закона курильщику грозит штраф, внесение в черный список пассажиров, после чего летать самолетами этой и многих других авиакомпаний будет для него проблематично.

Остается один легальный способ курить в самолете – электронные сигареты. Они не приносят вреда остальным пассажирам и не могут вызвать пожар. Формально они не запрещены законом, но стоит уточнить у бортпроводников, можно ли ими пользоваться.

Многие авиакомпании (в их числе Аэрофлот, Победа, S7) запрещают курение даже электронных сигарет. Чтобы облегчить перелет для имеющих пагубную привычку, некоторые авиаперевозчики предлагают пассажирам никотиновые пластыри, спреи, пастилки, жевательные резинки.

В бизнес-классе курить также нельзя. Иногда авиакомпании идут навстречу VIP-пассажирам. Им позволяют использовать в салоне бизнес-класса кальян.

Штраф за курение

Основное наказание, предусмотренное законом за использование сигарет в общественном месте (в том числе, на борту самолета), – денежный штраф.

Размер взыскания

Величина штрафа за курение в самолете составляет около 50 000 рублей. Конкретная сумма зависит от авиаперевозчика. Особенно чревато курить в самолетах иностранных компаний. Отвечать придется по законам другого государства, где за нарушение может полагаться огромный штраф или даже тюремное заключение. Не так давно российский гражданин оказался в тюрьме Катара всего лишь за курение электронной сигареты на борту самолета катарских авиалиний.

Но и российские авиаперевозчики могут взыскать гораздо больше 50 000 рублей, если компания понесла из-за курильщика непредвиденные расходы.

Известны случаи, когда самолеты авиакомпании «Победа» совершали экстренную посадку по причине курения в салоне самолета. Против нарушителей были выдвинуты иски в размере 200-500 тыс. рублей.

Кто может штрафовать?

В случае правонарушения персонал самолета вызывает полицию. У полицейских есть полномочия выписать штраф за несоблюдение закона.

Если авиакомпания хочет также компенсировать нанесенный ей ущерб, она может подать в суд на курильщика. Дело будет решаться в судебном порядке с привлечением Прокуратуры.

Где оплатить штраф?

Внести деньги можно несколькими способами:

  • наличными в отделении банка;
  • переводом с личного счета;
  • через онлайн-банк;
  • через банкомат;
  • на сайте gosuslugi.ru;
  • на сайтах платежных систем (Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi).

На оплату штрафа дается 30 дней.

Что делать, если курят другие люди

Если пассажир почувствовал запах табака в салоне или туалете самолета или увидел, как кто-то курит, он вправе привлечь внимание бортпроводников к этому нарушению порядка. Работники будут обязаны принять меры и передать информацию в Роспотребнадзор либо в Ространснадзор.

После приземления свидетели правонарушения могут самостоятельно обратиться в полицию. Желательно перед этим собрать доказательства (показания очевидцев, фото или видео). Если деяние будет доказано, нарушителю придется заплатить немалый штраф. Кроме того, он может оказаться в списке нежелательных клиентов авиакомпании, что в дальнейшем помешает ему пользоваться услугами многих авиаперевозчиков.

Несмотря на то что на курение в общественных местах полиция смотрит сквозь пальцы и редко за него наказывает, к нарушениям при перелетах общество относится очень серьезно. Курение в самолете опасно и для курильщика, и для окружающих. Лучше не рисковать жизнью и здоровьем других людей и воспользоваться во время полета заменителями сигарет.

Почему раньше можно было курить в самолёте, а сейчас штрафуют?

Российский турист в пятницу был задержан за курение электронной сигареты на борту самолёта. Он останется в тюрьме Катара до тех пор, пока не заплатит штраф в размере 80 долларов. На самом деле до начала 2000-х пассажиры могли спокойно дымить на борту. Почему же сейчас нельзя? Отвечают стюардессы, пилоты и заместитель министра гражданской авиации СССР.

Почему и когда запретили?

Представьте, что вы летите в самолёте, а ваш сосед по креслу всё время курит. И ведь так было. Правда, предварительно покупая билет, вы могли выбрать зону для некурящих. Но это не спасало, как, помните, в кафе до запрета: сидишь вроде бы там, где не дымят, но всё равно весь пропитываешься запахом.

Впервые полный запрет на курение на борту был введён в США в 1988 году. Примеру Штатов последовали и многие другие страны. В советско-российской истории это был длительный и постепенный процесс. Сначала в 1986 году запретили курить на коротких рейсах, а полный запрет был введён только в начале 2000-х.

Заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Васин:

— Указание о запрете курения на полётах продолжительностью до трёх часов я подписал в 1986 году. Курить можно было только после посадки судна. Почему? Потому что было очень много жалоб от пассажиров с детьми. Система кондиционирования не обеспечивала чистоту воздуха, и дети страдали от этого. Хоть раньше выделялись отдельные места для курящих, всё равно запах сигарет по всему салону проходил. С тех пор и было принято такое решение. И это было чисто гуманное решение, с безопасностью никак не связанное. На короткие рейсы приходилась тогда большая часть всех полётов, поэтому мы думали только о них, это не было заботой о курильщиках.

В 2002 году “Аэрофлот” ввёл запрет на курение абсолютно на всех рейсах. Фото: © РИА Новости/Дмитрий Петроченко

— Как показывают проведённые исследования, в поддержку данной меры выступает даже 38% курящих пассажиров. Это неудивительно, так как 27% курящих и до введения запрета на зажжённую сигарету в салоне предпочитали места для некурящих, — заявили тогда в авиакомпании. — Проблема запрета на курение во время полёта носит для приверженцев этой вредной привычки скорее психологический, нежели практический характер. Специалисты утверждают, что 43% курящих могут без особого труда не притрагиваться к сигаретам свыше десяти часов (полёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский длится 9 часов 30 минут).

Интересно, что тогда “Аэрофлот” обещал заядлым курильщикам выдавать на борту субституты в виде специальной жевательной резинки, чтобы помочь пережить время без сигарет. Но опрошенные нами стюардессы сказали, что впервые слышат об этом.

Работает ли сейчас запрет?

Бортпроводник авиакомпании “ЮТэйр”:

— Количество курильщиков сильно зависит от рейса. Так, курят почти каждый рейс на направлениях в Среднюю Азию: Баку, Худжанд, Ташкент, Душанбе, Самарканд. КАЖДЫЙ РЕЙС. И это несмотря на то что несколько раз озвучивается информация о запрете курения и стикеры везде наклеены. Пассажиры ссылаются на то, что “у меня голова болит, если не курить” и “а чё будет-то, я чуть-чуть”. На региональных и чартерных рейсах по России курят деловые дяденьки — раз в две недели примерно встречаются такие. Часто предлагают деньги за сокрытие — обычно 5—10 тысяч рублей.

Фото: © Roy Chung

Тут главное — почуять вовремя и поймать за руку. Сразу спрашиваешь, куда дел окурок, потому что если он кинул в мусорку с бумагой, то будет пожар. А самолёт сгорает в воздухе за 2 минуты.

Проблема в том, что у нас нельзя сразу сдать полиции такого человека — сначала нужно сделать устное, потом письменное предупреждение (оформляется акт, который подписывает вся бригада бортпроводников, командир воздушного суда). Ещё у пассажира нужно взять паспорт, а с ним сначала ещё препираешься минут 10, так как “это не он”. На снижении командир сообщает о необходимости присутствия полиции на посадке. Но это занимает ещё минут 15 после рейса, а пилотам лишь бы освободиться пораньше, поэтому они часто “прощают” и говорят нам, чтобы мы просто устно пригрозили полицией пассажиру.

А если и сдаем полиции, то там копеечный штраф — около 1,5 тысячи рублей, а они готовы и 10 тысяч отдать, чтобы покурить. В общем, это никого не останавливает.

Можно ли курить в самолете: штрафы за нарушение правил

Все российские и зарубежные авиаперевозчики запрещают пассажирам курить на борту самолета. За нарушение этого правила предусмотрен большой штраф.

В статье мы рассмотрим, по каким причинам курение на борту самолета было запрещено, когда это произошло, можно ли курить электронные сигареты, какие санкции ждут за курение в салоне авиалайнера.

Почему нельзя курить в самолетах

Запрет на курение в пассажирских самолетах был введен по трем основным причинам. Рассмотрим их.

Причины запрета:

  1. Пожароопасность. Выброшенный и до конца не потушенный окурок может стать причиной пожара на борту, что приведет к авиакатастрофе и гибели людей.
  2. Неудобства для некурящих пассажиров. В самолете могут лететь беременные женщины, дети, аллергики и т. д. Дым от сигарет проникает в пассажирский салон и ни одна система кондиционирования не сможет устранить этот неприятный и токсичный запах.
  3. Дым от сигарет сильно загрязняет воздушные фильтры, установленные в самолете. Если курить на борту, перевозчику придется регулярно выполнять очистку и замену оборудования. К тому же со временем от табачного дыма желтеют панели в салоне. Все это влечет дополнительные расходы для авиакомпании.

Конечно, самой главной причиной запрета курения в самолете являются высокие риски возгорания на борту. Если вы желаете безопасно добраться до места назначения, откажитесь на время полета от вредной привычки. Предлагаем также ознакомиться – правила поведения пассажиров в самолете для безопасного полета.

Когда запретили курить во время полета

Еще несколько десятков лет назад пассажирам не запрещалось курить на борту пассажирского лайнера. Авиакомпании только ограничивали режим курения при взлете, посадке, а также при входе в зону турбулентности. Но так как во время полета неоднократно случались различные инциденты по вине курильщиков, перевозчики изменили свои правила и ввели запрет на курение при перелете.

Россия

Первый запрет на курение в самолете ввела авиакомпания Аэрофлот в 2000 году. Пассажирам на борту предлагались специальные жвачки и другие субституты, заменяемые никотин.

В этот же период стали вводить запрет на курение в самолете и другие перевозчики, правда, изначально это правило распространялось только на коротких рейсах продолжительностью до 3-х часов.

С 2013 года в России был введен официальный закон, запрещающий курение в пассажирском самолете независимо от продолжительности рейса. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в приличном денежном эквиваленте.

Европа

В самолетах европейских перевозчиков запрет на курение был введен еще в 80-е годы прошлого века. На сегодняшний день покурить во время перелета можно только на специальных рейсах германской авиакомпании Smintair. Билеты на такие рейсы распродаются по тарифу бизнес и первого класса.

Америка

Авиакомпании США запретили пассажирам курить на борту авиалайнеров еще в 1988 году. До сих пор в самолетах американских перевозчиков висят таблички, напоминающие о запрете курения во время перелета.

Самые строгие запреты на курение в самолете введены в странах Азии. Нарушителя могут наказать не только штрафными санкциями. В некоторых азиатских странах за такой поступок предусмотрена уголовная ответственность.

Курили ли в самолете в СССР

До 1986 года на борту советских пассажирских самолетов курение было разрешено. В лайнерах создавались специальные места для курильщиков, включалась система кондиционирования, но даже такие меры не позволили исключить проникновение табачного дыма в салон. Из-за частых жалоб пассажиров с детьми и других некурящих путешественников авиакомпании решили ввести запрет на курение в самолете.

В 90-е годы после развала СССР запрет на курение во время перелета был отменен вплоть до 2002 года, когда многие компании стали запрещать пассажирам курить во время авиапутешествия.

На сегодняшний день все российские перевозчики придерживаются этого правила и карают нарушителей крупными штрафами. Курильщик в самолете быстро распознается, так как во всех авиалайнерах установлены специальные системы, реагирующие на табачный дым.

Можно ли курить в бизнес-классе самолета

Закон о запрете курения на борту пассажирского воздушного судна распространяется на все классы обслуживания, в том числе по тарифу бизнес. С вариантами классов обслуживания и бронирования билетов можно ознакомиться тут.

Можно ли во время перелета курить электронные сигареты

В самолете во время перелета пассажирам запрещено курить сигареты, в том числе электронные. Запрет на употребление данных аксессуаров был введен в 2014 году.

Можно ли курить IQOS (айкос) в самолете

Во время полета также нельзя курить айкос. За нарушение закона пассажиру придется заплатить штраф.

Штрафы за курение во время полета

В соответствии с действующими законами РФ за курение в самолете предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого может достигать 50 000 рублей.

Чтобы во время перелета курильщики не проявляли типичную раздражительность, что является характерным симптомом при длительном воздержании от сигарет, авиаперевозчики предлагают альтернативное решение – во время полета использовать субституты: жевательные резинки с содержанием никотина, мятные конфеты, таблетки, пластыри и ингаляторы, рекомендованные для тех, кто хочет бросить курить. Некоторые авиакомпании даже предлагают данные заменители на борту для всех курящих пассажиров.

Всем активным курильщикам мы все же рекомендуем не надеяться на бесплатную раздачу субститутов в самолете. Заранее купите для себя подходящие заменители никотина и возьмите их в ручную кладь. Это позволит провести перелет без стресса и раздражительности.

Нервно и в сторонке: можно ли курить IQOS в самолёте

На днях мужчина, летевший «Победой» из Красноярска в Москву, решил не дожидаться посадки и выкурил в туалете электронную сигарету. Оказалось, что наказать могут не только за «Беломор», но и за «айкос»: в аэропорту Внуково его передали полиции для составления административного протокола.

Это были новости одной строкой с подтверждающими фотографиями, и других подробностей о развитии дела нет. С помощью юриста мы решили узнать, что вообще бывает за курение электронных сигарет на борту, и что грозит пассажиру из Красноярска.

Запрет курения табака в самолетах установлен п. 4 ч. 1 ст. 12 Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ. Однако этот же закон чётко устанавливает, что под курением табака понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления. Из-за технических особенностей потребления электронной сигареты действующий закон не позволяет однозначно поставить знак равно между курением обычных сигарет и электронных.

При этом Минздрав в своем письме от 29 апреля 2013 г. N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах» подтвердил, что электронные сигареты не могут расцениваться в качестве табачных изделий, их потребление не признается курением и не может подпадать под запрет. А значит формально, привлечь к ответственности по ст. 6.24. КоАП РФ за употребление электронной сигареты или «айкоса» на борту самолёта в российской юрисдикции не могут.

Это весомый факт, который при случае, хотя мы ни на что не намекаем, может помочь отстоять свои права. Сейчас объясним.
Несмотря на то, что в электронной сигарете табак всё же используется, по сути он является табачным порошком с добавками и выглядит не как листья, а как стик. Он нагревается до 350 градусов, в то время как засчитать процесс горения табака можно только в промежутке от 600 до 900 градусов.

Вывод: «айкос» не подвергается процессу горения, табак не тлеет, а значит, не попадает под действующий закон.

Многие авиакомпании пошли дальше российского законодательства и уже запретили использование в самолёте любых электронных средств доставки никотина. Поэтому если наша ситуация не попадает под закон о запрете курения, то может попасть под частные правила авиакомпаний.

Смотрим, что написано в правилах «Победы»

П.4 «Пассажиру запрещается»:

«Курить на борту ВС, в том числе электронные сигареты и/или средства, имитирующие процесс курения».

П.6 «В соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации имеет право»:

«В целях обеспечения безопасности полёта отдавать обязательные для исполнения распоряжения любому, находящемуся на борту воздушного судна лицу, и требовать их исполнения».

А вот в последнем пункте как раз сказано, что тех пассажиров, которые нарушают распоряжения, привлекут к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этом случае пассажир попадает под гражданско-правовую ответственность, если нанесён ущерб или в договоре с перевозчиком указан ещё и штраф, а не только правила. Но всё же вряд ли придётся платить.

Также всегда смотрите на законы и правила, если летите иностранной авиакомпанией. Там везде свои особенности, а наказания могут быть более жёсткими.

Кстати, «Победа» страдает от курильщиков уже не в первый раз. В 2017 году лоукостер выдвинул иск на 194500 рублей одному своему пассажиру. Его обвинили в курении обычных сигарет во время полёта. Иск отклонили из-за нехватки доказательств вины. Или вот еще: в декабре прошлого года Алексея Панина сняли с рейса «Победы», когда он попытался доказать бортпроводникам, что ему можно курить в самолёте. Нет, Алексей, вам тоже нельзя, даже если вы большая знаменитость. Суд обязал актёра заплатить авиакомпании 59 000 рублей.

А вообще мы, конечно, не курим, и вам не советуем. Лучше пользуйтесь туалетом по назначению. Тем более на рейсы вот алкоголь вернули , если вы нервничаете.

Ссылка на основную публикацию